НЕСУЩИЙ ВИНТ
Несущий винт служит для создания подъемной силы и управления движением вертолета относительно продольной и поперечной осей.
Несущий винт состоит из втулки несущего винта и четырех лопастей, связанных с втулкой при помощи гребенчатых соединений с двумя стыковыми болтами диаметром 22 мм.
Втулка несущего винта устанавливается на валу главного редуктора при помощи шлицевого соединения и крепится корончатой гайкой со стопорными винтами. Втулка несущего винта имеет горизонтальные и вертикальные шарниры в сочленениях с каждой лопастью.
Кроме того, для изменения углов установки лопастей несущего винта на втулке имеются осевые шарниры.
Горизонтальные шарниры втулки несущего винта служат для устранения’кренящего момента при косой обдувке лопастей и для уменьшения знакопеременных усталостных нагрузок, действующих на лопасть в вертикальной плоскости.
Горизонтальные шарниры втулки несущего’ винта имеют по два упора. Верхние упоры позволяют лопастям отклоняться в полете от плоскости вращения несущего винта вверх на 2’5°. Нижние упоры являются комбинированными и состоят из постоянных и центробежных упоров.
Нижние постоянные упоры позволяют лопастям отклоняться в полете вниз от плоскости вращения несущего винта на 4°.
Нижние центробежные упоры установлены с целью увеличения расстояния между хвостовой балкой и концами лопастей.
На стоянке и в начале запуска центробежные упоры позволяют лопастям отклоняться вниз от плоскости вращения несущего винта только на 1°40′. При 97 об/мин несущего винта (1310 об/мин двигателя) центробежные упоры под действием центробежных сил начинают убираться, а при 122 об/мин (1650 об/мин двигателя) полностью выходят из своего рабочего положения. При этом вступают в действие постоянные нижние упоры, обеспечивающие возможность отклонения лопастей вниз от плоскости вращения несущего винта на 4°. При остановке, на оборотах несущего винта ниже 122 об/мин, центробежные упоры под действием пружин начинают подниматься, а при 97 об/мин полностью приходят в свое рабочее положение, ограничивая при этом отклонение лопастей вниз от плоскости вращения несущего винта на 1°4(У.
Вертикальные шарниры втулки несущего винта служат для уменьшения знакопеременных усталостных нагрузок на лопасти, действующих в плоскости вращения несущего винта.
Для ограничения отклонений лопастей в плоскости вращения несущего винта вертикальные шарниры имеют задние и передние упоры. Задние упоры позволяют лопастям отклоняться назад на 6°40′, а передние — вперед на ЇЗДО’ от направления, перпендикулярного оси горизонтального шарнира.
Для предупреждения резких ударов лопастей о задние упоры при запуске несущего винта и о — передние упоры при его резком торможении, а также для предотвращения явлений земного резонанса, вертикальные шарниры снабжены фрикционными гасителями колебаний, воспринимающими часть инерционного крутящего момента.
Фрикционные гасители колебаний регулируются на сдвиг лопасти от крутящего’ момента, развиваемого силой 20 кг, приложенной к лопасти в плоскости нервюры № 54 и направленной перпендикулярно к оси лопасти в плоскости вращения несущего винта.
Конструкция осевого шарнира втулки несущего винта обеспечивает поворот лопасти относительно ее продольной оси.
На корпусе осевого шарнира установлен рычаг управления, шарнирно связанный регулируемой по длине вертикальной тягой с вращающейся тарелкой автомат-перекоса.
Расположение шарнира, связывающего рычаг управления с вертикальной тягой, выполнено по отношению к горизонтальному шарниру так, что рычаг управления с вертикальной тягой служит одновременно и компенсатором взмаха.
При взмахе лопасти компенсатор взмаха уменьшает угол атаки лопасти. При опускании лопасти компенсатор взмаха увеличивает угол атаки лопасти.
Аэродинамические характеристики лопасти несущего винта подробно изложены в главе V настоящей книги.
Конструкция лопасти состоит из стального лонжерона переменного сечения, 57 деревянных нервюр, приклепанных и припаянных к лонжерону с помощью стальных розеток, и набора стрингеров. Обшивка лопасти выполнена из фанеры и полотна. На задней кромке лопасти между нервюрами № 34 и 40 установлен закрылок в виде дуралюминовой пластинки шириной 50 мм и толщиной 1,5 мм, отогнутой в среднем на 4е вверх от нижней поверхности лопасти. Закрылок служит для изменения момениных характеристик лопасти, и при регулировке несущего винта угол отгиба закрылка на каждой лопасти изменяется. Вдоль передней кромки лопасти на участке от нервюры № 27 до — конца лопасти установлен противовес, служащий для поперечной балансировки лопасти.
На конце каждой лопасти у последней нервюры расположен стаканчик с завинчивающейся крышкой для груза, подбором которого осуществляется продольная балансировка лопасти.
Внутри лопастей проложены трубки, подводящие противообледени- тельную жидкость к передней кромке у нервюр № 1, 15, 26 и 39.
В концевом обтекателе под обшивкой из плексигласа установлена лампа контурного огня.